Вторник
01.07.2025
07:38
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
МКОУ "Тузуклейская ООШ"

В последнее десятилетие мы часто слышим о таком негативном социальном явлении как буллинг. При этом у многих этот термин ассоциируется с молодежной средой, школьным коллективом. Однако буллинг может проявляться в совершенно разных группах, среди людей разного возраста и социального статуса.

Сам термин «буллинг» происходит от английского слова «bully» и означает: хулиган, драчун, грубиян, насильник.

Под буллингом ученые понимают стремление к доминированию путем унижения другого человека. Он может проявляться по-разному: от неприличных шуток до физического воздействия.

Отличительной чертой указанного явления от иного рода конфликтов является неравное соотношение сил. Так, при обычном конфликте между людьми силы могут быть равны, в то время как при буллинге, всегда есть сильная агрессивная сторона и жертва, которая подвергается нападкам.

Как правило, у таких отношений между «агрессором» и «жертвой» существует достаточно много молчаливых свидетелей, которые своим безразличием к конфликту только осложняют травматичность ситуации для жертвы буллинга (травли).

Травля может иметь разные формы психологического и/или физического насилия. Однако при этом всегда проявляются характерные признаки:

негативное и агрессивное поведение;

все действия совершаются умышленно и на регулярной основе;

силы сторон не равны.

Наиболее широкое распространение буллинг получил в образовательных учреждениях с учетом склонности несовершеннолетних к девиантному поведению.

 

Рассмотрим основные виды травли на примере школьного буллинга.

Психологический буллингПредставляет собой преследование с помощью угроз и оскорблений. Агрессор своими действиями выводит жертву из эмоциальной стабильности, наносит психологическую травму. Достигается это разными способами:

Вербальные нападки – насмешки, придумывание оскорбительного прозвища, угрозы, шантаж, распространение негативных слухов.

Невербальные гонения – неприличные жесты, оскорбительные надписи и действия, унижающие жертву.

Бойкот – игнорирование в общении, отказ от совместного участия в чем-либо.

Вымогательство – требование о передаче денег, ценных вещей под принуждением.

Кибербуллинг – онлайн-травля в социальных сетях, электронной почте и мессенджерах через шантаж, унижения и оскорбления, а также съемка неоднозначных фото и видео с последующим распространением в сети Интернет.

Физический буллингПроявляется в виде прямого физического насилия с возможными телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои).

Нередко оба вида насилия происходят вместе. Вместе с тем психологический буллинг не менее опасен, чем физический.

У жертв буллинга выделяют схожие особенности:

тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;

замкнутость, отсутствие друзей;

физические недостатки;

чрезмерная опека родителями;

плохая успеваемость/особые отношения с учителями;

другая национальность;

отсутствие современных гаджетов;

непривычный внешний вид.

Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще по сравнению со сверстниками имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, совершают попытки суицида. Они склонны представлять мир полным опасностей, а себя неспособными повлиять на происходящее.

У преследователей (агрессоров) отмечается готовность применять насилие для самоутверждения и импульсивность; они легко испытывают фрустрацию, с трудом соблюдают правила, демонстрируют грубость и отсутствие сострадания к жертвам, агрессивны со взрослыми. Основными мотивами буллинга служат потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим и вознаграждение – материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус, страх окружающих).

В отношениях «агрессор-жертва» участвуют и другие лица: последователи, сторонники и наблюдатели.

Последователи подключаются к активным действиям агрессора и служат его группой поддержки. Сторонники буллинга отличаются от последователей молчаливой поддержкой происходящего. Эта группа не вступает в активные действия, но молча одобряет происходящее.

Еще одна категория – зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы.

Можно подумать, что вред от этой категории самый минимальный, однако психологическая травма от равнодушия и бездействия наблюдателей может привести к самым серьезным последствиям.

Важно вовремя обратить внимание на признаки возможной травли, чтобы спасти жертву от негативных последствий. Чаще всего проявляются следующие признаки:

изменения в характере и поведении (частое плохое настроение, скрытность, подавленность, молчаливость, потеря интереса к любимым занятиям);

изменения в здоровье (нарушение сна, заикание, ночные крики);

внешние травмы (синяки, ссадины, ожоги);

нежелание посещать школу по надуманным причинам;

снижение успеваемости;

Все эти признаки не всегда свидетельствуют о буллинге, однако их проявление является ярким поводом обратить внимание на ребенка, проявить должную заботу.

Что делать жертве буллинга?

В первую очередь поговорить с обидчиками и выяснить в чем причина такого отношения. Возможно, дело в существующих противоречиях, решение которые поможет прекратить агрессию.

Важно не молчать. Молчание при буллинге – это немое одобрение происходящего. Если буллинг происходит в школе, следует обратиться к преподавателям, школьному психологу, директору. На работе стоит рассказать о ситуации руководству или сообщить в отдел кадров.

Попробовать найти поддержку среди тех, кому доверяете. Также есть специальные службы, готовые поддержать и помочь в такой ситуации. В России представлены антибуллинговые программы проектами «Каждый важен» и «Травли Нет». VK и Unilever в рамках кампании #неткибербуллингу запустили горячую линию для тех, кто столкнулся с травлей в сети. Специалисты проекта всегда готовы выслушать, поддержать и помочь в трудной ситуации как детям, так и взрослым.

Обратиться к психологу. Психолог выслушает, предложит варианты решения проблемы, поможет выстроить линию поведения.

Вести дневник. Записи фактов проявления агрессии, а также скриншоты сообщений с угрозами и оскорблениями могут помочь в дальнейшем при обращении в правоохранительные органы.

Зафиксировать травмы. В случаях, если жертва подвергалась физическому насилию, стоит обратиться в травмпункт для официальной фиксации побоев.

Обратиться в правоохранительные органы.

Однако даже уголовная ответственность не спасают людей от буллинга.

Чтобы исключить буллинг, минимизировать его последствия, необходимы совместные усилия родителей, педагогов, психологов, учащихся. Важно помнить, что каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе.